Выставка «Пикассо и Хохлова», тема эроса и корриды

В Москве, в Государственном музее изобразительных искусств им. Пушкина совместно с Национальным музеем Пикассо в Париже и Фондом поддержки искусства Альмины и Бернара Руис-Пикассо (FABA) открылась выставка «Пикассо и Хохлова». Она рассказывает о периоде жизни, проведенном супругами вместе, а также о влиянии Ольги и русской культуры на творчество мастера.

Пикассо и Хохлова на арене в Сан Себастьяне

Значительная часть выставки посвящена теме «Пикассо и тавромахия».

"Смерть тореро"
«Смерть тореро»

Коррида была страстью Пикассо. Он начал рисовать быков с 7-8 лет, когда отец взял его с собой на арену. В зрелые годы он даже утверждал: «Бык — это я», будто сам был в шкуре торо браво, чувствовал с ним неоднозначную связь. Интерес Пикассо к корриде совпал с интересом к древним мифам Средиземноморья Напомню, в средиземноморской мифологии бык – это Великий Самец, производитель, символ плодородия и сексуальной силы (Юпитер стал быком, чтобы покорить Европу).

Пикассо в мире корриды более всего интересовала терция пик. Сражение лошади и быка он видел как убийственную битву между мужчиной и женщиной, между двумя любовниками. Коррида, как и эротика, — одновременно любовь и ненависть, соблазнение и отвращение, гротеск и возвышенное, изыск и жестокость.

1933 год, "Коррида: смерть женщины матадора"
1933 год, «Коррида: смерть женщины матадора»

Пикассо, его жена Ольга Хохлова и любовница Мария-Тереза Вальтер воплощены здесь как аллегорические персонажи. Бык (Минотавр) — это сам Пикассо, его темперамент, сила и свобода, заключенные в замкнутом пространстве арены. Белая лошадь, погибшая во время корриды, — Ольга Хохлова. Женщина-тореро — образ Марии-Терезы –также погибает во время действа, что говорит, вероятно, о невозможности для Пикассо выбраться из созданной им самим любовной ловушки.

Коррида и эротика

Тот, кто хоть раз был на корриде, вполне могут представить себе арену с узкими проходами в барьере как лабиринт Минотавра. Коррида и сама по себе – это архаичный ритуал жертвоприношения. И ее жрецы носят не рясу, а ритуальные одежды, очень соответствующие своей торжественностью – смерти после совершения различных церемоний.

И когда начинается фаэна, возникают все эти рискованные ассоциации. И мы вступаем на зыбкое поле сравнений и метафор, чтобы понять, что коррида — это не только искусство и техника. Гармония тел быка и матадора, которые в своеобразном танце движутся к кульминации – она эротична? Да. Эмоции, вызванные ударом мечом, — напоминают они вспышки неконтролируемого желания? Да.

Великая фаэна как секс, заставляет терять счет времени, останавливает его. Искусно исполненный pase de pecho напоминает любовную ласку. Красная мулета приманивает быка и обманывает его, как женщина, которая соблазняет, а затем ускользает.

Тореро и бык – кто из них мужчина, кто женщина? В первом акте именно тореро в розовых чулках, встречающий телом рог быка, — женщина. Роли меняются в момент, когда матадор наносит удар, и шпага входит в тело зверя: тут в женщину превращается бык. Да, коррида – это постоянная двусмысленность, любовная игра и трагедия, сладострастная смерть, Эрос и Танатос.

Пауло в костюме тореро
Сын Пикассо и Хохловой Пауло в костюме тореро

Минотавр — Alter Ego

На некоторых работах цикла «Минотавромахия» нет матадора, вместо него — мифическое существо, Минотавр в разных проявлениях чувственной любви. Иногда он появляется как убийца или насильник, а иногда как жертва, — как и бык в бое быков.
И всегда присутствует фигура женщины, она и смерть, и любовь.

Минотавр

Раздел выставки «Эрос и Танатос» завершается рисунком «Минотавромахия», в котором Минотавр — сам Пикассо. Он будто уходит с поля боя. Таким образом художник выражает желание прекратить конфликт любой ценой, выйти из многоугольника. Однако это невозможно, это понимает и он сам, изображая минотавра, везущего за собой тяжкий груз — погибшую лошадь и жеребенка, очевидную аллюзию на Ольгу Хохлову и сына Поля.

Минотавр
Минотавр
«Может быть, если отметить на карте все места, где я бывал, а потом соединить их, то получится минотавр…»
Пабло Пикассо, по книге Ромуальда Дора де ла Сушера «Пикассо в Антибе» (1960).
Минотавр — красноречивый образ единства влечений к жизни и к смерти — стал новым alter ego Пикассо, символизирующим сложные двойственные отношения, которые завязались у художника с женщинами в начале 1930-х годов. Он видел себя одновременно и хищником, и жертвой, живущем в лабиринте собственных эмоций и не имеющим выхода из создавшегося положения.
Минотавр

***

Стоит упомянуть, что это уже вторая выставка, посвященная связи Пикассо с искусством тавромахии.  Весной в Москве прошла еще одна, под названием «ПЕСОК И КРОВЬ», где были представляет работы двух великих испанских художников Франсиско Гойи и Пабло Пикассо. 130 знаменитых офортов и гуашей. Высокое искусство тавромахии. Диалог двух гениев — хроника у Гойи и метафизика у Пикассо. Работы, созданные под воздействием собственных переживаний и эмоций.

Коррида Гойи и коррида Пикассо – это два мира. Для первого важны историзм и правдивость с практически фотографическим воспроизведением событий. Для второго — символическая ценность происходящего на арене, в большей степени отражающую мистическую связь главных действующих лиц.

В 1959 году 80-летний Пабло Пикассо создает в целой серии рисунков свою мистерию любви и смерти. В корриде как в действе Пикассо видел совершенное воплощение пластики человеческого тела, восхищаясь матадорами, быка же представляя сущим воплощением стихийных сил природы.

Более 130 офортов и литографий Франсиско Гойи и Пабло Пикассо раскрывают нам в XXI веке удивительный мир культа быка и корриды, где властвуют азарт и риск, свет и тени, эмоции и страсти, победа и поражение, ПЕСОК И КРОВЬ…

Добавить комментарий