Искусство капоте де пасео: по следам выставки в Лорке.

Потрясающая выставка capotes de paseo была организована в городе Лорка, в  Museo Azul de la Semana Santa. Координировала проект Veronica de Haro — преподаватель истории журналистики в Государственном Университете Мурсии и журналистка.

(Посмотреть программу De Grana y Oro о выставке. Участвует Президент Клуба Ксения Тинякова)

Город был выбран не случайно. Лорка славится своей Semana Santa — Страстной Неделей — и искусством своих вышивальщиц. Даже слоган города: Lo bordamos! (игра слов, дословно «мы все вышьем!», разговорное «мы со всем справимся!»).

Каждый capote уникален, у каждого своя история. Этот парадный плащ — один из наиболее   ценных элементов костюма тореро, имеющий символический, сакральный  смысл.

Традиционно capote создается из шелковой ткани, вышитой золотом, серебром, цветными нитями и пайетками. 

Существует ритуал liarse el capote. Он предшествует paseíllo, когда матадор за несколько минут  до выхода на арену накидывает capote себе на плечо и туго заматывает его вокруг себя таким образом, чтобы концы можно было удержать в левой руке.

 

José Tomás надевает капоте (см. 2 минута)

 

Это самые напряженные минуты перед началом боя, последнее к нему приготовление. Матадоры, надевая capote, концентрируются, полностью погружаются в себя перед тем, как ворота арены распахнутся, яркий солнечный свет зальет их торжественные одеяния и начнется paseíllo.

Сделав несколько шагов, матадоры остановятся, подождут пока все выстроятся в определенном порядке и, перекрестившись, пройдут те самые 78 шагов, которые, как говорят, отделяют ворота от burladero de matadores на мадридской арене. Que Diós reparta suerte!

Предлагаем посмотреть последний paseíllo матадора Манолете на Monumental de Barcelona 6 июля 1947 за несколько недель до трагедии в Линаресе.

 

Но вернемся к выставке.

Центром экспозиции стал капоте José Gómez Ortega «Joselito», изготовленный в Лорке в 1917 году вышивальщицами Paso Blanco.  

На нем изображен двор его родного дома в севильском районе Alameda de Hércules. Из окна выглядывает его мать, рядом на лошади — его отец. Справа изображена Plaza de Toros Monumental de Sevilla. В центре- гитара, бубен, веер, гребень и madroños- в память о Señá Gabriela — королеве цыган, танцовщице фламенко и его любимой матери.

Посмотреть капотэ Joselito.

По левую руку выставлен капоте Манолете, который был в комнате отеля в тот самый день, когда бык миура лишил его жизни на арене в Линаресе.

В витрине справа — потрясаюшая капа Juanita Cruz, женщины, которая разрушила табу на участие прекрасного пола в корриде и выступила на Las Ventas 2 апреля 1936 года, получив ухо быка и завоевав уважение публики и матадоров.

Особого внимания заслуживает капотэ Victor Barrio, чья жизнь оборвалась на арене в Теруэле 9 июля 2016 года в возрасте 29 лет.

Также представлены капоте Juan Belmonte, Pepín Jiménez, Pedro Barrera, Antonio Bienvenida, Curro Romero, Rafael de Paula, Luis Francisco Esplá, José Tomás, Cristina Sanchez и многих других матадоров.

 

 

В последнем зале в самом центре экспозиции размещен капоте с гордой надписью LIBERTAD, с которым Serafín Marín встретил 3 быка вечером 25 сентября 2011 года на La Monumental de Barcelona. В тот самый день, когда прошла последняя коррида на этой легендарной арене.

Ксения Тинякова

 

 

 

 

 

Добавить комментарий