Женщины и тавромахия

Поговорим о гендерном вопросе в корриде.
Коррида, этот отголосок древнего средиземноморского культа быка, пришла к нам из тех же первобытных глубин, что и страх, и любовь. Она про мужское и женское начало, про их вечную борьбу и слияние. И даже соитие. То есть в том числе и про любовь в ее самых плотских проявлениях.

Ключевая роль быка в корриде вполне оправдана его божественным происхождением. Об этом нам рассказывают мифы, которые составляют основу западной культуры: миф о похищении Европы Зевсом в обличье быка. И миф о Минотавре, Тесее и Ариадне.
Но где там в противостоянии быку место женщине? В мифе о Минотавре есть Лабиринт, человеческое творение, придуманное как ловушка для иррационального (Минотавра). Разум — единственный выход из тьмы этого лабиринта. А у кого в руках путеводная нить? А вот же – рядом стоит скорбная фигура Ариадны. Сматывает в клубок оголенные провода страсти.

Почему так мало женщин в корриде? Есть объяснение политическое. В конце XIX-начале ХХ века власти закрыли им доступ на арены (например, в 1908 году в Испании был издан королевский указ, запрещающий женщинам участвовать в пеших корридах). Республика отменила запрет, но после гражданской войны он вернулся.

Предполагалось, что матадор — профессия, противоречащая нормам приличия для женщин, и те из них, кто все же хотели бороться с быками, должны были уезжать за границу, главным образом в Латинскую Америку. А во времена Франко вообще считалось, что рог может порвать на женщине-матадоре одежду и обнажить ее тело, а это с позиций католической нравственности – стыдно-стыдно.

Другое из возможных объяснений заключается в том, что коррида – это ритуальное подтверждение мужественности. Эта интерпретация подкрепляется многими художниками, особенно Пикассо, которые подчеркивал эротическую символику боя быков, — от чувственных движений до тесной одежды и опасной близости противников. Хемингуэй тоже видел в ней проявление тестостероновой маскулинности. То есть коррида для них – это вопрос наличия яиц у матадора.

После смерти Франко бой быков стал чуть более совместим с существованием женщин-тореадоров. Выражение «иметь яйца» стало относиться больше к способности иметь смелость принимать решения, чем к мужским гениталиям.

Но до сих пор испанцу, даже если он не ходит на корриду, привычно описывать отношения мужчины и женщины экспрессивным языком тавромахии с ясным эротическим подтекстом. Поскольку для него существует ясная оппозиция: тореро/мужчина — бык/ женщина.

Есть тореро, чей успех обеспечен женщинами. Один из них, Хесулин из Убрике, символ тореро-мачо, даже организовал в 1994 году «корриду только для женщин» с бесплатными билетами для 9000 своих поклонниц. По окончании этого гротескного, истеричного шоу дамы забросали его нижним бельем «на удачу». Сегодня эту роль «тореро гёрлз онли» исполняет Каэтано Ордоньес, которому однажды в Памплоне на Сан-Фермине дамы, к изумлению суровой местной афисьон, намахали белыми платочками четыре призовых уха и под крики «гуапо» — «красавчик», сделали его триумфатором ферии.

В общем, место женщины в корриде – на трибуне, в джинсах или в белой мантилье, с веером в одной руке и белым платком в другой? Ну, не только.

Она может быть женой матадора (вот например, неприметный тореро Хавьер Конде женат на великой певице Эстрейе Моренте). Или его вдовой.

Она может быть ганадерой, заводчицей быков, как донья Мерседес Пикон, «маркиза белых быков» Prieto de la Cal.

Она может быть портной, как Исабель Нативидад — владелица швейной мастерской Maestra Nati, из-под иглы которой выходят самые роскошные капоте де пасео.

Она может быть президентом, как Анабель Морено на севильской Маэстрансе. Чтобы заслужить трофей у этой женщины, тореро должен выпрыгнуть не только из тесных штанов traje de luces, но и из поддетых под ними белых чулок.

 

Безье, коррида, женщины
Безье (Франция). Женщины-мулильерос

Общего у них то, что всё это женщины «с яйцами», и дадут 100 очков вперед любому альтернативному гендеру.

Добавить комментарий